ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ — форма социального поведения, включающая злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Причиной П.а. человека могут быть слова, действия, присутствие или появление людей, к которым он испытывает неприязненное отношение. В социальном контексте П.а. характеризуется наличием намерения причинить вред. Агрессоры признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. П.а. как приобретенное, социальное, прямое научение насилию рассмотрено в работах А. Бандуры. В теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рас­сматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усва­ивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие его формы. Схема анализа П.а. с позиции теории социального научения представлена следующим образом. 1.Агрессия приобретается посредством биологических факторов и научения. 2. Агрессия провоцируется воздействием шаблонов, неприемлемым обращением, побудительными мотивами, инструкциями, эксцентричными убеждениями. 3. Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, викарными (научение через наблюдение научения других) подкреплениями, механизмами саморегуляции. В дальнейшем (Бандура,1983) рассматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает яв­ный акцент на важности влияния социального научения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ П.а. требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий; 2) факторов, провоцирующих их появление; 3) условий, при которых они закрепляются. Понимание П.а. предполагает знание тех же са­мых факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа многих других моделей поведения. Необходимо детально рассмотреть социальные, средовые и индивидуальные факторы, подстрекающие к агрессии. Усвоение П.а. в теории социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения» (Бандура, 1983). Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращать­ся с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, лю­ди учатся вести себя агрессивно. Люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Различные формы П.а., частота их проявлений, ситуации, в которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения. Существуют три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. 1. материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание, ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. 2. П.а. регулируется жизненным опытом: путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. 3.человек может сам себе назначать поощрения и наказания. Модели П.а. усваиваются детьми с момента рождения.

В.С. Агеев