СТЕРЕОТИП
СОЦИАЛЬНЫЙ [греч. stereos — твердый + typos —
отпечаток] — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта
(группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях
дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко
предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин «С.с.»
впервые введен американским журналистом У. Липманом. Наличие С.с., хотя он и не всегда отвечает
требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной
действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира,
поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся
реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях
ограниченной информации о воспринимаемом объекте, С. с.
может оказаться ложным и выполнять консервативную, а
иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно
деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или
ложности С.с. должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой С. с., являющийся истинным в одном случае, в другом может
оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной
действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации
личности в окружающем мире, поскольку его основание выступает в качестве
второстепенного по отношению к целям и задачам новой классификации. Содержательно родствен С. с. ряд явлений, имеющих место в процессе
межличностного восприятия — эффекты ореола, первичности, новизны, феномен
имплицитной теории личности и т. д.— и отражающих определенную тенденцию к
восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и
непротиворечивым.
М.Ю. Кондратьев.