ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
В ОРГАНИЗАЦИИ — основанием для типологии конфликтов выступают: цели
участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный
результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие
организации. В зависимости от характера влияния выделяются следующие Т.к.в. о.: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные.
Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и
закрепление признаков устоявшейся нормы. Конструктивные конфликты способствуют
повышению стабильности функционирования организации в новых условиях внешней
среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей.
Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и
возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники
деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать
друг друга или оказывать друг другу противодействие. Выделяются также конфликты
деструктивно-ситуативные (его участники стремятся к личной выгоде) и
деструктивно-тотальные (в которых участники добиваются престижа или власти). И
в том и в другом случае стремления участников противоречат общим интересам
организации.
Н.П. Каменев