ЯВЛЕНИЯ МАССОВИДНЫЕ - сходство психических состояний, настроений, стереотипов, установок, поведенческих реакций в рамках большой социальной группы, обусловленное механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса (циркулярная реакция). Ситуативными синонимами Я.м. являются стихийное массовое поведение, коллективное поведение. К Я.м. относят многообразные виды поведения толпы, слухи, моду, массовые политические движения и т.д. Я.м. были в числе первых феноменов, которые попали в сферу интересов зарождавшейся социально-психологической науки. Их систематическое изучение было начато в рамках двух независимых школ, сформированных в XIX в. учеными Германии, Франции, Италии: психологии народов (М.Лацарус, Г.Шейнталь, В.Вундт) и психологии масс (Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле, В.Парето). В России конца XIX - начала XX веков Я.м. изучались М.Г.Михайловским (субъективная социология), В.М.Бехтеревым (коллективная рефлексология), А.Л.Чижевским (гелиопсихология). В настоящее время Я.м. – предмет исследования психологии больших групп, политической психологии, психологии пропаганды, психологии маркетинга.

А.П. Назаретян, А.В. Петровский