ЯВЛЕНИЯ МАССОВИДНЫЕ - сходство
психических состояний, настроений, стереотипов, установок, поведенческих
реакций в рамках большой социальной группы, обусловленное механизмами
заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса
(циркулярная реакция). Ситуативными синонимами Я.м. являются стихийное
массовое поведение, коллективное поведение. К Я.м. относят многообразные виды
поведения толпы, слухи, моду, массовые политические движения и т.д. Я.м. были в
числе первых феноменов, которые попали в сферу интересов зарождавшейся
социально-психологической науки. Их систематическое изучение было начато в
рамках двух независимых школ, сформированных в XIX в. учеными Германии, Франции, Италии: психологии народов
(М.Лацарус, Г.Шейнталь, В.Вундт) и психологии масс (Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле,
В.Парето). В России конца XIX - начала XX веков Я.м. изучались М.Г.Михайловским
(субъективная социология), В.М.Бехтеревым (коллективная рефлексология),
А.Л.Чижевским (гелиопсихология). В настоящее время Я.м. – предмет исследования
психологии больших групп, политической психологии, психологии пропаганды,
психологии маркетинга.
А.П.
Назаретян, А.В. Петровский