ВНУШЕНИЕ (в социальной психологии) - способ влияния, который
основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации. В.,
как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к
новой информации и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Однако, в
отличие от убеждения, В. предполагает усвоение объектом В. сообщения без
требования доказательств его истинности. При В. слова субъекта В. вызывают
именно те самые представления, образы, ощущения, которые внушающий
имеет в виду. При этом складывается ситуация, когда полная ясность и
безоговорочность указанных представлений требует действий с той же
необходимостью, как будто эти представления были получены прямым наблюдением.
Будучи принятым без должного критического осмысления внушенное человеку
поведение может не согласовываться с его убеждениями, привычками,
наклонностями. В то время как убеждение, являясь воздействием
в значительной степени интеллектуальным, апеллирует, в основном, к знаниям и
опыту слушающего, В., носящее эмоционально-волевой характер, основывается на
вере (или на доверии - разница здесь лишь в степени некритичности восприятия
слов и поступков значимого другого). В обыденной жизни В. происходит
повседневно в процессе общения между людьми. Характеризуется оно тем, что один
человек, не обосновывая выдвигаемые им положения, добивается реального, а не
формального принятия их другим человеком. Степень внушаемости индивида определяется
уровнем развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а
также особенностями межличностных отношений в группе, и в частности отношением
к субъекту В. Чаще всего некритическое отношение к информации возникает в том
случае, когда она передается референтным для объекта В. лицом. Вместе с тем,
источником В. вовсе не обязательно должен быть давно и хорошо знакомый человек;
порой бывает достаточно уверенных манер, голоса, категоричности речи. Особенно
усиливают эффект В. средства массовой информации, которые расцениваются многими
людьми как фильтр на пути недостоверных сведений. С низкой критичностью
мышления и восприятия связаны такие личностные характеристики как доверчивость
и консерватизм. Кроме того, степень внушаемости в значительной степени зависит
от возраста. Уровень критичности тесно связан с объемом знаний, поэтому с
накоплением индивидуального опыта критичность возрастает. Рост критичности в
процессе онтогенеза приводит к росту креативности, однако связанное с ним
снижение внушаемости обусловливает трудности контроля за
поведением детей. Большое значение для развития критичности имеет стиль
родительского воспитания. В том случае, когда родители включают детей в
обсуждение семейных проблем, ограничивают вмешательство в их дела, умеют
относиться к ним, как к равным, внушаемость детей
низка. И наоборот - чем больше родители контролируют поведение детей, добиваясь
полного следования своим предписаниям, тем внушаемость выше. В равной степени
это относится и к жизни общества. В странах с тоталитарным
или авторитарным режимом мера критичности людей к поступающим к ним сведениям,
будь то слухи или сообщения средств массовой информации, в целом значительно
ниже, чем в либерально-демократических государствах. Это связано с тем,
что многие области общественного бытия в недемократических обществах закрыты
для критики, а установки на ограничение критики в любой сфере неизменно
сказываются на общем уровне критичности тех, кто воспитан в этих условиях.