ЗАРАЖЕНИЕ
(в социальной психологии) —способ влияния, основывающийся на общем переживании
массы людей одних и тех же эмоций. З. может обладать различной степенью
произвольности. При наличии обратной связи З. способно нарастать в силу
взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции Для З., как и для
внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще
всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным
состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то
и просто слепо повторяют действия других людей. К наиболее известным формам З.
относят проявления реакций спортивных болельщиков («фанатов»), группового
религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы. Будучи
похоже на внушение, З. Принципиально отличается от него тем, что при внушении
человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие,
а в условиях психологического З. каждый индивид, становясь источником З., ничем
в этом плане не отличается от тех, кого он заражает своим состоянием. Различия
между внушением и З. заключаются еще и в том, что З. Носит спонтанный характер,
а внушение почти всегда акт преднамеренный. Внушающий очень хорошо знает, чего
он хочет добиться от других. В этой связи внушение, как правило, представляет
собой речевое воздействие, в то время как З. немыслимо без невербальных
средств, таких как музыкальные ритмы, жесты и т.п. Наиболее легко заражаются
настроением окружающих дети. Достаточно, например, чтобы окружающие
развеселились, и ребенок тот час же начинает смеяться, часто не зная и не
понимая причины веселья взрослых. Способность к сопротивлению индивида З.
зависит от уровня развития его личности, самосознания, сформированности «Я»,
наличия опыта поведения в экстремальных ситуациях.