Значимый
другой — личность, отраженная субъектность которой оказывает влияние
на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационно-смысловой и
эмоциональной сфер. Термин З. д. введен в 30-х гг. ХХ
столетия американским психологом Г. Салливеном. В российской
психологии в рамках теории деятельностного опосредствования и концепции
персонализации построена трехфакторная вероятностная модель З. д. (А. В.
Петровский, 1988), выявляющая три формы метаиндивидной репрезентации личности
З. д.: властные полномочия, референтность (авторитет) и эмоциональная
привлекательность (аттракция). Каждая из этих характеристик З. д. имеет
либо положительное, либо отрицательное, либо нулевое значение. Так, например,
“референтность” — “антиреферентность”; “статус власти” — безвластность,
подчиненность; привлекательность — непривлекательность. Экспериментально
получено количественное выражение каждого из этих показателей значимости
другого как для группы людей, так и для отдельного индивида. Различные
сочетания названных показателей дают возможность построить типологические
модели З. д.: лицо, имеющее максимально высокую степень авторитетности и
эмоциональной привлекательности, хотя и не обладающее властными полномочиями
(“кумир”), или значимый другой, располагающий статусом власти и, вместе с тем, эмоционально-положительно воспринимаемый, однако лишенный
референтности (“симпатичный начальник”) и др.
А.В. Петровский, И.Б. Котова