ИДЕНТИФИКАЦИЯ
КОЛЛЕКТИВИСТСКАЯ [лат. identificare —
отождествлять] — возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений , при которой переживания одного члена группы даны другим
как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную
одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих
воздействий . Функционирование феномена И. к. в группе выражается в признании
за другим, как и за самим собой, равных прав и обязанностей, в оказании
содействия и поддержки, а также в требовательном отношении к себе, равно как и
к товарищам по группе. Психологической основой И. к. является складывающаяся в совместной деятельности
определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать в
отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам. Феномен И. к. преобладает в группах высокого уровня развития и не
может быть сведен к индивидуальным предпочтениям входящих в группу людей.
Проявления И. к., опосредствованные ценностными
характеристиками совместной деятельности и гуманными смысловыми установками,
становятся устойчивой характеристикой каждого члена высокоразвитой общности,
перестают определяться как личными симпатиями-антипатиями, так и внешними
факторами. И. к. в онтогенезе возникает на
рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов в процессе сотрудничества
детей, требующего эмоционально насыщенного общения. В детской группе И. к. выступает как в форме
действенного сострадания неудачам, так и в форме активного сопереживания
успехам сверстника. Содержательная совместная деятельность и
нравственно-эмоциональное общение между детьми являются основой формирования
проявлений И. к. в детской
группе.
В.В.
Абраменкова