ИМИДЖ [англ. imadg — образ] -
стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом
сознании. Как правило, понятие И. относится к конкретному человеку, но может
также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д. В
основе И. лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни,
дополняемая чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними
данными, одеждой и т.п. И. формируется как на основе реального поведения
индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей, а также в СМИ. При
формировании И. реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые
приписываются ему окружающими. Гармоничный И. является
целостным образованием, состоящим из внутренне непротиворечивых элементов. В
случае возникновения внутренних противоречий или рассогласованности между
отдельными элементами И. (например, внешностью и профессией) у окружения
возникает ощущение фальши, которое в конечном счете
трансформируется в недоверие к носителю И. Идеальный И. человека точно
вписывается в один из существующих в данной культуре типажей. При этом
избранный типаж должен соответствовать основной роли носителя И. С другой
стороны, каждый конкретный И. представляет собой типаж, обогащенный уникальными
индивидуальными особенностями. Чем оригинальнее и выразительнее эти
особенности, тем выше запоминаемость И. и тем сильнее воздействие, оказываемое
им на окружающих людей. И. также принято оценивать как позитивный
и негативный, т.е. базирующийся соответственно на положительных и отрицательных
характеристиках. И. основывается, в первую очередь, на профессии индивида и
занимаемой им должности. Первоочередное значение, безусловно, имеет статус
индивида в настоящий момент; однако И. включает в себя, как правило, весь
послужной список данного лица. На статус наслаиваются другие формальные
характеристики, такие как пол, возраст, образование и т.п. Далее И. формируется
с учетом воспринимаемых личностных характеристик индивида, репрезентированных в
манере поведения и особенностях общения, а также убеждений, определяющих
основные поступки носителя И. Кроме статусно-ролевых характеристик, черт
личности и особенностей мировоззрения, И. определяется внешним видом индивида.
В большинстве случаев в число учитываемых характеристик внешности, кроме
прически, черт лица и особенностей телосложения, включается и манера одеваться.
И. является достаточно устойчивым образованием. Как правило, коррекция И.
сводится лишь к устранению противоречивости его элементов, главным образом за
счет внешнего вида или отдельных особенностей поведения. Радикально изменить сложившийся И. - чрезвычайно трудная задача. В случае
значительного несоответствия реального поведения или особенностей проявлений
активности индивида ожиданиям окружения, связанным со сложившимися уже
представлениями о формальных характеристиках и личностных особенностях данного
человека, И. разрушается, но не трансформируется. Создание нового И. требует
существенных усилий и значительных временных затрат. Трансформация И.
облегчается лишь в том случае, если аудитория убеждена в наличии серьезного
основания для смены жизненной позиции и поведенческой модели индивида, такого,
напр., как пережитая трагедия, психологическая травма, масштабный конфликт и
т.п.
И.Г. Дубов