КОЛЛЕКТИВ
[лат. collectivus — собирательный]— группа объединенных
общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной
совместной деятельности высокого уровня развития. В К.
формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой
сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским
самоопределением (в противовес конформности и нонконформности, проявляющихся в
группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально
ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью
членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии
ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется
ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от
закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с
увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не
снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не
ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия
между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь
между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим
климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и
персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи
пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К.
указанный эффект отсутствует. Групповые процессы в К. иерархизированы и
образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная
деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень (страт)
структуры К. образуют отношения его членов к содержанию и ценностям
коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как
ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения,
опосредствованные совместной деятельностью (самоопределение личности в группе,
коллективистская идентификация и т.д.). Третий уровень — межличностные
отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с
совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне
структуры К. (поверхностная страта), не проявляют себя на втором, и наоборот, и
поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в
пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго
уровня и К. в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику
развитости К., на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не
случайные (поверхностные) качества.
Л.А.
Карпенко, А.В. Петровский