КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ – группа людей, сплоченных исследовательской
программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой
структурой. В ней выделяются следующие роли: 1)
научно-когнитивные («генератор», критик, эрудит и др.); 2) научно-управленческие
(руководитель, лидер, исполнитель и др.); 3) научно-вспомогательные (инженер,
техник, лаборант и др.). Отличие К. н. От других типов коллективов, его своеобразие, обусловлено
целевой функцией социального института науки в общественном разделении труда.
Анализ выполняемой К.н. совместной исследовательской программы выявил, в
частности, позитивную корреляцию между групповой сплоченностью как
«программно-ценностным единством» и когнитивными конфликтами (в случае, когда
они носят характер продуктивных научных дискуссий, спонтанно возникающих по
ходу реализации программы). Установлена также позитивная
корреляция между так называемым либеральным стилем руководства малой научной
группой и эффективностью групповой активности, включающей как ее научную продуктивность,
так и удовлетворенность трудом и членством в группе.
А.Г.
Аллахвердян