Коллективообразование [лат.
collectivus — собирательный] — стадия группообразования, означающая переход группы в процессе
совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню
развития и в конечном итоге к коллективу. Процессы К. при этом сопровождаются
рядом социально-психологических феноменов: повышением сплоченности и единства
группы, формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений,
проявлением коллективистской идентификации, возрастание способности членов
группы к личному самоопределению и т.п. Процессы К. можно наблюдать в учебных
группах, где используются коллективообразующие формы обучения (например, при
групповом обучении иностранным языкам интенсивным методом или при обучении в
группах социально-психологического тренинга). Эти формы обучения опираются на
особые коллективообразующие эффекты, вызывающие активизирующее влияние группы
на своих членов, что стимулирует развитие коллективистских качеств у членов
группы. Исследования показали, что причина активизирующего влияния группы на
своих членов в условиях совместной коллективообразующей деятельности
заключается в “движении мотива” (как предметно направленной активности
определенной силы) от одного субъекта к другому (Л.А. Карпенко, 1983). В
процессах взаимодействия или общения один субъект как бы “транслирует” свою
активность другому, возбуждая его встречную активность, при этом второй может
преобразовать смысловой и (или) эмоционально-оценочный аспект воспринятого
мотива и “транслировать” его третьему субъекту (или возвратить первому, если
это диалог). Идея «движения мотива» в совместно действующей группе позволяет
понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта, т. е. механизм
интериоризации — экстериоризации. Если при обучении созданы условия для
движения мотива, то К. и усвоение социального опыта идут максимально
эффективно.
Л.А. Карпенко