ЛИДЕР [англ. leader—ведущий] —
член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в
значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально
играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании
взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров:
1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по
характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по
направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т.д. Л. может
быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от
руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и
который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе,
располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной
деятельности, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми
вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные
обязанности. Если руководитель группы и ее Л. не являются одним и тем же лицом,
то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной
деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать
конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового
развития. Так, например, в просоциальных и
асоциальных ассоциациях, как правило, функции Л. и руководителя выполняют
разные члены группы. При этом чаще всего Л. в сообществах этого уровня
социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий
преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы
в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован
прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает,
как это отразится на социально-психологическом
климате сообщества. В корпоративных группировках также, как
и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило,
функции Л. и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время
основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в
психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в
корпоративных группировках совпадение статусных позиций Л. и руководителя
связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе
высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная
"подпитка" властных полномочий нередко выступает как необходимый
фундамент реализации формальной власти.