ЛИДЕРСТВО - отношения доминирования и подчинения, влияния и
следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе изучения Л.
выделены различные стили Л., разработан ряд теорий происхождения Л. Последние
условно можно подразделить на четыре основных направления. Первое из них
представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о Л. как
о функции индивидуально-психологических особенностей лидера. Наиболее
последовательное отражение эта позиция нашла в теории "черт Л."
(Е.Богардус и др.). Сторонники этой теории считают предпосылкой признания
человека лидером обладание специфическими "лидерскими" чертами и
способностями. Исследования в русле "теории черт" проводились и в
лабораторных, и в реальных группах, среди взрослых, подростков и детей, в
условиях деятельности, различной как по структуре, так и по содержанию и целям,
и фокусировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Одним из
вариантов такого подхода является харизматическая концепция Л., согласно
которой Л. ниспослано отдельным выдающимся личностям как некая благодать
("харизма"). Однако, уже в 40-е годы
американские ученые К.Бэрд и Р.Стогдилл провели сравнение между собой
накопленных многочисленных списков "лидерских" качеств и пришли к
выводу об отсутствии серьезных научных оснований, позволяющих считать, что
лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или
специфическим набором этих черт. Второе направление исследований Л.
представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о Л. как
о функции группы. В рамках этих теорий (Г.Хомманс и др.) лидер понимается как
лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям
и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей. В
отличие от сторонников теории "черт Л." приверженцы интерактивной
теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий
соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. При этом теории Л. как функции группы не имеют доказательного
характера, т.к. с одной стороны, их логическая структура содержит "круг в
определении", а с другой - не позволяют интерпретировать целый ряд
экспериментально зафиксированных фактов (например, существование так
называемого "идиосинкразического кредита", которым располагает в той
или иной мере любой лидер и согласно которому ему представляется право в
качественно большей степени, чем рядовому члену группы, отступать от
принятых в ней норм). Третье направление исследований Л. представляет собой
совокупность концепций, основанных на представлении о Л. как о функции ситуации
(Р.Бейлс, Т.Ньюком и др.). Представители ситуационных теорий Л. опираются на
многочисленные факты, иллюстрирующие неправомерность рассмотрения Л. как
функции личностных свойств или функции группы, и приходят к выводу о том, что
Л. представляет собой продукт в первую очередь многочисленных ситуаций,
чередующихся и сменяющих друг друга. Как правило, приводятся
по меньшей мере три аргумента, оправдывающие такой вывод: один и тот же человек
может выполнять лидерские функции в одной группе и находиться в роли ведомого в
другой; человек, занимающий лидерскую позицию в группе может утерять столь
благоприятное положение, не покидая группу и оставаясь по-прежнему ее членом; в
условиях многоплановой совместной деятельности нередко в каждой из ее сфер
выдвигается свой лидер, определяющим образом влияющий на жизнедеятельность
группы. В то же время наиболее последовательные сторонники ситуационной теории
Л., по сути исключая из рамок анализа индивидуально-психологические
черты лидера, особенности процесса его выдвижения группой, характер
взаимоотношений лидера и последователей, явно абсолютизируют значимость внешних
по отношению к группе влияний и обстоятельств. Четвертое направление
исследований Л. представляет собой совокупность концепций, обозначаемых в
психологии как "синтетические теории Л." (Ф.Фидлер и др.). В отличие от сторонников "теории черт", теорий "Л.
как функции группы" и "ситуационных теорий" приверженцы
"синтетической теории Л." акцентируют внимание на комплексном,
целостном характере изучения Л., на исследовании взаимосвязи основных
составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров,
последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется Л. В
то же время психологически содержательное наполнение этих трех переменных не
совпадает в различных концептуальных схемах,
относящихся к "синтетическому" подходу. Более того, в целом ряде
теоретических построений феномен Л. рассматривается в контексте преимущественно
внеделовых межличностных отношений и без учета социально-психологической
специфики реально функционирующих групп. В отечественной
социальной психологии, в частности, в рамках теории деятельностного
опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации
разработана теоретическая модель Л., позволяющая проанализировать
психологическую специфику этого феномена в реальных малых группах разного
уровня развития и в условиях различной как по своей форме, так и по содержанию
и целям деятельности (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Как показали
результаты многочисленных экспериментальных исследований, группам разного
уровня социально-психологического развития соответствуют различные стили Л.,
различные механизмы выдвижения и смещения лидера и различные основания
взаимопредставленности лидера и последователей. В группах высокого уровня
социально-психологического развития, как правило, формируется
демократический стиль Л. При этом лидер в таких группах наделен
атрибутами подлинно личностного авторитета и чаще всего является одновременно
социометрической "звездой". Сила и гибкость структуры такой группы
выражаются, в частности, в том, что индивиды, различающиеся по своим личностным
качествам, могут успешно осуществлять функции лидера, т.к. чем выше по своему
социально-психологическому развитию группа, тем более сложный набор нравственно
оправданных личностных характеристик требуется для описания ее лидера. В
корпоративных группировках формируется по преимуществу авторитарный стиль Л.
При этом лидер в таких группах наделен не атрибутами личностного авторитета, а
обладает авторитетом власти и, как правило, не только не является
социометрической "звездой", но и нередко эмоционально-негативно
оценивается подавляющим большинством ведомых. Что касается собственно
личностных характеристик такого лидера, то они в данном случае вообще не имеют
значения, т.к. не на них базируется его лидерская позиция в общности. В
просоциальных ассоциациях формируется попустительский стиль Л. В связи с
отсутствием опосредствующей межличностные отношения деятельности в таких
группах, как правило, лидером является социометрическая "звезда",
т.е. тот член группы, который вызывает у остальных наибольшую симпатию.
Необходимые для такого лидера качества - это сравнительно небольшой набор
характеристик, создающих наиболее благоприятные условия для свободного общения
и всеобщего благоденствия в группе, где люди связаны друг с другом только
эмоциональным притяжением, а не какой-либо деятельностью. В асоциальных
ассоциациях формируется анархический стиль Л. Здесь лидеру также необходим
сравнительно небольшой набор качеств, но качеств принципиально
иного характера - это физическая сила, агрессивность, самоуверенность,
жестокость, авторитарность и т.п. Данная теоретическая модель Л. позволила не
только выявить новые закономерности, раскрывающие природу Л. и специфику
проявления этого феномена в различных общностях, но и реинтерпретировать
экспериментальные данные, накопленные в исследованиях, проведенных в русле
теории черт, интерактивной теории и ситуационной теории Л.