ОТНОШЕНИЯ МЕЖГРУППОВЫЕ (в социальной психологии) – совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом межгрупповые представления отличаются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности межгруппового восприятия отчётливо проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации межгрупповых отношений. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в стремлении всячески благоприятствовать её членам в противовес членам «чужих» групп (эффект межгрупповой дискриминации) и нередко сопровождающаяся недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм), несколько менее распространена обратная тенденция – установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдаётся предпочтение перед собственной. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряжённости и враждебности в О.м., вторая – к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Вопреки достаточно распространённой точке зрения, согласно которой эти эффекты являются универсальными и неизбежными компонентами О.м., рядом исследователей обоснован их вторичный характер по отношению к объективным условиям взаимодействия групп. В частности, показано, что данные эффекты определяются типом совместной межгрупповой деятельности, зависят от уровня группового развития и нетипичны для групп высокого уровня социально-психологического развития. С этих позиций подчёркивается, что как социальное явление О.м. в конечном счёте обусловлены не только психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а в большей степени экономическими, политическими и другими социальными факторами.

Т.Г. Стефаненко, В.С. Агеев