ОТНОШЕНИЯ МЕЖГРУППОВЫЕ (в социальной психологии) – совокупность
социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение
(восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а
также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгруппового
восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы,
заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое,
качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и
недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих
устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного
диапазона сторон восприятия другой группы. В целом межгрупповые представления
отличаются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной
направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается
их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность
часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам какой-либо
социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий
между ними. Названные особенности межгруппового восприятия
отчётливо проявляются в процессе установления различий между собственной и
другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации межгрупповых отношений.
Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является
тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в
стремлении всячески благоприятствовать её членам в противовес членам «чужих»
групп (эффект межгрупповой дискриминации) и нередко сопровождающаяся
недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм), несколько менее
распространена обратная тенденция – установление позитивно оцениваемых различий
в пользу какой-либо другой группы, которой отдаётся предпочтение перед
собственной. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить
к возникновению напряжённости и враждебности в О.м., вторая – к ослаблению
внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и
дезинтеграции группы как таковой. Вопреки достаточно распространённой точке
зрения, согласно которой эти эффекты являются универсальными и неизбежными
компонентами О.м., рядом исследователей обоснован их вторичный характер по
отношению к объективным условиям взаимодействия групп. В частности, показано,
что данные эффекты определяются типом совместной межгрупповой деятельности,
зависят от уровня группового развития и нетипичны для групп высокого уровня
социально-психологического развития. С этих позиций подчёркивается, что как
социальное явление О.м. в конечном счёте обусловлены
не только психологическими механизмами установления тождества и различия,
симпатии и отвержения, а в большей степени экономическими, политическими и
другими социальными факторами.
Т.Г.
Стефаненко, В.С. Агеев