ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ [лат. perceptio—восприятие и socialis
— общественный] — восприятие, понимание и
оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных
общностей и т. п.). Термин П. с. ввел американский психолог Дж. Брунер (1947)
для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не
только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его
целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под П.с.
стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального
мира, но и так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов,
народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Было установлено, что
восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно
отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный
объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к
воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных
предметов. Воздействуя на субъекта
восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о
себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта П.с.
сосредоточено прежде всего не на моментах порождения
образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и
оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных. В-третьих,
восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью
познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами,
большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности
воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в
социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного
термина в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяются
субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если
в общей психологии основной акцент ставится на исследование процессов и
механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение
П.с. началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также
роли П.с. в регуляции поведения и деятельности отдельного индивида и социальных
групп. Первоначально (в 50-х гг. XX в.) выделялись три класса социальных
объектов: другой человек, группа и социальная общность; в качестве субъекта
восприятия выступал отдельный индивид. Позже (в 70-х гг.) появились
исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа.
В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись три
относительно самостоятельных класса процессов П.с.: восприятие межличностное,
самовосприятие и восприятие межгрупповое. В советской социальной психологии
первые исследования в области П.с. были
посвящены восприятию и оценке человека человеком (А.А. Бодалев, 1965). Введение
в исследования П. с. принципа деятельности позволило представить социальную
группу как субъект деятельности и на этом основании — как субъект восприятия
(Г.М. Андреева, 1977). Было выделено восемь вариантов П.с.: восприятие членами
группы друг друга и членов другой группы, восприятие человеком себя, своей
группы и «чужой» группы, восприятие группой своего члена и члена другой группы,
восприятие группой другой группы (или групп). Тем самым в исследования П. с.
вводится «групповой контекст» (принадлежность к своей или «чужой» группе), а
также учитывается принцип зависимости межличностных отношений от деятельности
группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в
условиях совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим
исследованиям относятся: формирование нормативов и эталонов П.с., структурная типология межличностного и межгруппового
восприятия, восприятие статуса индивида в группе, точность и адекватность
восприятия людьми друг друга, закономерности и эффекты межгруппового восприятия
и т. д.
Л.А.
Карпенко, В.С. Агеев