"ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
МЕТОДИКИ (Sentence-Completion Techniques) - группа проективных методик исследования
личности. "З.п." м. представляет собой развитие теста словесной
ассоциации. В качестве инструмента для измерения лингвистических способностей
имеют давнюю историю в психологических исследованиях. Впервые для изучения
личности «3. п.» м. были применены А. Пейном (1928), а затем А. Тендлером
(1930). Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из
одного или нескольких слов, с тем, чтобы он их завершил по своему усмотрению.
Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на
ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Обработка полученных данных
может быть как качественной, так и количественной. Существует значительное
количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Одни предназначены для выявления мотивов, потребностей, другие —
чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по
работе и т. д. Наиболее известны «3. п.» м., разработанные Дж. Роттером (1950),
Д. Саксом (1950), Б. Форером (1950), А. Роде (1957). Достоинствами «3.
п. » м. являются их гибкость, возможность приспособления к разнообразным
исследовательским задачам. По оценке специалистов валидность и надежность этих
методик достаточно высоки (Р. Ватсон, 1978).
Допускается групповое обследование.