ИГРА ДЕЛОВАЯ — форма воссоздания предметного и
социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем
отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И. д. представляет
собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной
модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того,
какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников,
различают И. д. учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Истоки И. д. прослеживаются вплоть до магических обрядов
первобытных людей; ее непосредственным предшественником является военная игра,
зародившаяся в ХУП в. Первая управленческая игра
(«организационно-производственное испытание») была разработана и проведена в
СССР в 1932 г. Однако серьезного развития И. д. в тот период не получила и
возродилась лишь в 1957 г. в США, где и была проведена с использованием ЭВМ.
В настоящее время И. д. получают широкое распространение в связи с задачами по
совершенствованию управления, принятия плановых и производственных решений,
подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная И.
д. позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей
профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по
сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В
этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей
профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный
характер развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения
двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных
отношений коллектива. В таком «контекстном» обучении достижение дидактических и
воспитательных целей слито в одном потоке социальной по своей природе
активности обучающихся, реализуемой в форме игровой деятельности. Мотивация,
интерес и эмоциональный статус участников И. д. обусловливаются широкими
возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на
материале проблемно представленного содержания И. д.
А.А. Вербицкий