Q-КЛАССИФИКАЦИЯ — методика исследования представления о
своем «Я» и об окружающих людях. Предложена В. Стефенсоном в 1953 г. Выполнение
задания Q-к. состоит в сортировке
испытуемым карточек с названиями свойств или особенностей личности на группы в
зависимости от близости данного свойства характеру и образцам поведения
обследуемого. Карточки делятся на заданное количество групп от
«наиболее характерных» к «наименее характерным» для испытуемого свойствам. Обследуемый должен в каждой группе разместить определенное
их число. Количество карточек в группе определяется значениями нормального
распределения для выбранного числа групп и его общего количества. По характеру
выполнения Q-к. относится к методикам
вынужденного выбора. Выраженность личностных свойств здесь
измеряется не в абсолютных показателях (напр., отношение к результату
нормативной выборки), а относительно выраженности других свойств испытуемого.
После выполнения основного задания Q-к. испытуемому можно предложить выполнить аналогичную сортировку применительно
к другим людям (отцу, матери, жене и т. д.). Существует вариант дополнения
задания по отношению к себе или другим людям в различных ситуациях (дома, на
работе, в общении и т. д.). Можно получить сведения относительно представления
о себе в аспекте «идеального Я», «реального Я», «социального Я» (т. е. такого,
каким видят испытуемого окружающие).