ЛЮШЕРА ЦВЕТА
ВЫБОРА ТЕСТ (Luscher Farbwahl Test) — проективная методика исследования
личности. Основана на субъективном предпочтении
цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г.
Стимульный материал Л. ц. в. т. состоит из стандартных разноцветных, вырезанных
из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов 25
различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных
квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного
им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый,
коричневый, черный и серый (нулевой). Упрошенная процедура обследования
(для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению всех цветных
квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся,
приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем
процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются
по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета
считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и
шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное
отношение. Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного
предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому
цвету присуще определенное символическое значение, напр.: красный — стремление
к власти, доминированию, а зеленый — упорство, настойчивость. Считается, что
ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого.
При этом выделяется функциональная значимость позиции, занимаемой конкретным
цветом. В разработанной М. Люшером теории личности два основных
психологических измерения: активность — пассивность и гетерономность — автономность.
Эти измерения, определяющие значения цветов, представлены автором. Наряду с
индивидуальным обследованием допускается групповое.