МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений
личности человека. По, форме и условиям проведения различают: экспериментальные
и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические,
прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские
(психодиагностические) М. и. л. Дифференциация М. и. л. по содержанию
определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В
зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются М. и. л.: 1) как
индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы
межличностных отношений 3) как идеальной представленности в других людях.
Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентации в
построении М. и. л. Субъектная ориентация представлена проективными и
психосемантическими методиками, направленными на характеристику основных
образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация,
исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными
опросниками, шкалами межличностного восприятияч, приемами оценки развития
интеллектуальных качеств и обучаемости индивида совокупностью ряда приемов
оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных
и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной
трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в
сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности,
методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности,
уровня притязаний и т. д.). В отечественной психологии показано, что данные,
полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут
быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта
межличностных отношений — индивидуальнотипическое выступает существенно
по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой
интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются
социально-психологические методы исследования личности в группах (социометрия,
референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В
третьем аспекте построения и использования М. и, л, личность выступает как
внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная
продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т. п. В рамках
указанной ориентации складывается особый| принцип исследования личности: метод
отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в
жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).