ОПРОСНИКИ
МОТИВОВ — группа личностных
опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы
личности, которая позволяет установить, на что направлена активность индивида
(мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения). Помимо этого
существенное значение имеет вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики
поведения. В этом случае нередко прибегают к измерению установок, и в этом
аспекте О. м. смыкаются с некоторыми видами опросников установок. Разработка О.
м. в психодиагностике во многом связана с необходимостью оценки влияния фактора
«социальной желательности», имеющего установочную природу и снижающего
достоверность данных, получаемых с помощью личностных опросников. К наиболее
известным О. м. относится разработанный А. Эдвардсом «Список личностных
предпочтений» (1954), который предназначен для измерения «силы» потребностей,
заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тематической апперцепции
тесту. К числу этих потребностей относятся, напр., потребности
в достижении успеха, уважении, лидерстве и др. «Сила» каждой потребности
выражается не в абсолютных величинах, а относительно «силы» других
потребностей, т. е. используются личностные показатели (А. Анастази, 1982).
Для изучения роли фактора «социальной желательности» А. Эдвардсом (1957)
предложен специальный опросник, достаточно широко за рубежом применяются и
другие О. м., напр., «Форма по изучению личности» Д. Джексона (1967), опросники
А. Мехрабяна (1970) и др.