ТЕСТЫ
КРЕАТИВНОСТИ [лат. creatio — сотворение, создание] — группа
психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих
способностей личности. Первые Т. к. появляются
в 50-х гг., и их развитие постепенно становится одним из основных направлений в
современной психодиагностике. Наиболее мощным стимулом этого развития являются
результаты многочисленных исследований, указывающие на несоответствие между
успешностью выполнения традиционных тестов интеллекта и творческими
способностями. Способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные
способы решения проблемных задач была отделена от других способностей и названа
креативностью. Сегодня изучение и измерение креативности осуществляются в
следующих основных направлениях: «личностном» (влияние на креативность
личностных черт) и «познавательном» (влияние на креативность интеллектуальных,
познавательных особенностей). Наиболее известные тесты для измерения
познавательного аспекта креативности разработаны Дж.
Гилфордом с сотр. (1959) и Е. Торрансом (1962). В отечественных исследованиях
на основе выделения единицы измерения творческих способностей, названной
«интеллектуальной инициативой», разработана оригинальная методика «креативного
поля» (Д. Б. Богоявленская, 1983). Интеллектуальная инициатива выступает в
качестве «клеточки», в которой синтезируются личностные черты и
интеллектуальные особенности. Полученные с помощью методики «креативного поля»
данные тесно коррелируют с внешним критерием, тем не менее
в силу его субъективности необходимо дальнейшее изучение валидности такого
подхода к измерению творческих способностей.