ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В этом отличие Т.с.с. от тестов интеллекта, направленных на измерение общего уровня интеллектуального развития и валидизируемых по отношению к наиболее широким сферам деятельности. Валидизация Т.с.с. осуществляется по отношению к конкретным областям деятельности, и этим они близки к тестам достижений. Разработка Т.с.с. была связана прежде всего с необходимостью решения практических задач в области профотбора и профориентации. Так, измерение способностей к конкретным видам деятельности дополняло данные, полученные с помощью тестов интеллекта. Значительный прогресс в области измерения специальных способностей был достигнут за счет широкого применения факторного анализа, позволившего их более точно определить и классифицировать. Различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Соответственно осуществляется и разработка Т.с.с. В отечественных исследованиях Т.с.с. широко использовались в 20—30-е гг. для профотбора, расстановки кадров, в профориентационной работе. Затем, вплоть до 60-х гг., исследования в этом направлении были единичными в связи с разгромом педологии и психотехники в 1936 г., обусловленного Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В дальнейшем были достигнуты заметные успехи в изучении музыкальных, математических, психомоторных и дру­гих специальных способностей (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Б.В. Кулагин и др.).

Л.Ф. Бурлачук