ТЕСТЫ
СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — группа
психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития
отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно
обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях
деятельности. В этом отличие Т.с.с. от тестов интеллекта,
направленных на измерение общего уровня интеллектуального развития и
валидизируемых по отношению к наиболее широким сферам деятельности.
Валидизация Т.с.с.
осуществляется по отношению к конкретным областям деятельности, и этим они
близки к тестам достижений. Разработка Т.с.с. была связана
прежде всего с необходимостью решения практических задач в области профотбора и
профориентации. Так, измерение способностей к конкретным видам деятельности
дополняло данные, полученные с помощью тестов интеллекта. Значительный прогресс
в области измерения специальных способностей был
достигнут за счет широкого применения факторного анализа, позволившего их более
точно определить и классифицировать. Различают следующие
группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и
профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания
прочитанного и др.). Соответственно осуществляется и
разработка Т.с.с. В отечественных исследованиях Т.с.с. широко использовались в
20—30-е гг. для профотбора, расстановки кадров, в профориентационной работе.
Затем, вплоть до 60-х гг., исследования в этом направлении были единичными в
связи с разгромом педологии и психотехники в 1936 г., обусловленного Постановлением
ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В дальнейшем
были достигнуты заметные успехи в изучении музыкальных, математических,
психомоторных и других специальных способностей (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес,
Б.М. Теплов, Б.В. Кулагин и др.).