ТРЕНИНГ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — область практической психологии, ориентированная на использование
активных методов групповой психологической работы с целью развития
компетентности в общении. Базовыми методами Т.с.-п, являются
групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Общая
цель Т.с.-п. конкретизируется в следующих задачах: 1) овладение
психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3)
коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного
общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других
людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности. Различие
акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации
приводят к многообразию частных форм Т.с.-п. Среди них наиболее известны
поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг
и др. Основной контингент участников составляют представители профессий,
деятельность которых предполагает интенсивное общение, а также люди,
испытывающие трудности в сфере человеческих контактов. В группе Т.с.-п.
особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать
большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной
связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со
стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что
представляет необходимую предпосылку и составляющую развития компетентности в
общении. Создание климата доверия в существенной степени определяется особой
формой проведения занятий, при которой ведущий не является преподавателем в
традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на
противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней, при этом он выступает
одним из участников групповой работы (хотя и задающим на первых этапах
групповые нормы и модели поведения). Для достижения целей Т.с.-п. ведущему
необходимо создать условия для формирования группы высокого уровня развития. Здесь
он опирается на ряд принципов в организации занятий: 1) принцип активности
участников; 2) принцип исследовательской позиции в процессе работы в группах;
3) принцип объективации поведения. Важным средством объективации поведения
является особым образом организованная обратная связь, эффективность которой
существенно повышается при использовании видеозаписи: 4) принцип партнерского
общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений,
интересов. Развитие различных форм Т.с.-п." связано, в основном, с
ведущими ориентациями современной психологии. В западной традиции — это
необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная и
гуманистическая психология. С последней связано широкое распространение форм
групповой психологической работы и, в частности, использование Т.с.-п.