Социальная психология, основные термины
понятийного аппарата которой вошли в данный том «Психологического лексикона»,
одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной психологической
науки. При этом некоторые ее «ветви» (политическая
психология, этнопсихология, психология управления, психология бизнеса,
маркетинга, рекламы и т.д.) приобретают сегодня столь высокую значимость и в
теоретическом, и в практическом плане, что уже начинают претендовать на
самостоятельный «отраслевой» статус. В действительности же с
предметно-методологической точки зрения они представляют собой отдельные
области и разделы именно социально-психологического знания. В последние
десятилетия произошли заметные изменения понятийного аппарата за счет
интеграции в современную российскую социальную психологию понятий и терминов,
которые многие годы широко используются в западной социальной психологии и
употребление которых было не принято в психологии советского периода
прежде всего по идеологическим причинам.
В том включены статьи,
посвящённые: теориям, школам и направлениям в социальной психологии; психологии
личности; поведению, деятельности и общению человека в социальной среде;
межличностным и межгрупповым отношениям; основным методам социально
психологических исследований.
В работе над томом самое активное участие принял большой коллектив сотрудников факультета социальной психологии Московского психолого-педагогического университета и, прежде всего, О.Б. Крушельницкая, М.Н. Расходчикова и С.А. Стрелкова.
Особую благодарность за помощь и полноценное партнерство редактор выражает
д. психол. наук, профессору Т.И. Шульге.
Чл.-корр. РАО, докт. психол. наук М.Ю.
Кондратьев.