Процесс перехода от одной возрастной ступени к
другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных
компонентов психологического В. и может сопровождаться более или менее
выраженными конфликтами, противоречиями. В нормативно-ценностном плане,
приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется
специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит
как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной
этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и
др.).
С ходом возрастного развития связаны и необратимые
психофизиологические изменения. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии
физического (физиологического), психического и социального развития индивида
могут не совпадать во времени. Неравномерность темпа развития указанных сторон
приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и
социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, асинхронии
психического развития, психофизического и личностного инфантилизма и др.
Хронологические границы В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных,
экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного
(онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических
процессов) (А.В. Запорожец). Для последнего характерны относительно частые,
парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для
качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности.
В ряде концепций В. рассматривается как
"суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и
нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими
сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных
исторических условиях" (Б.Г. Ананьев). В современной психологии
подчеркивается необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях
возрастных особенностей психики. Возрастные ступени отличаются
относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако,
индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная
характеристика развития личности отражает определенную систему требований,
предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность
его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические
характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного
уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера
воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности,
обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся
знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями
физиологического развития.
Понятие возрастных особенностей, возрастных границ
не имеет абсолютного значения – границы В. подвижны, изменчивы, имеют
конкретно-исторический характер и не совпадают в различных
социально-экономических условиях развития личности. В психологии принимаются
различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в
20-е годы ХХ в. складывались концепции развития психики, ориентированные на
анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.П. Блонский и др.). В
70-е годы Д.Б. Элькониным была предложена периодизация развития психики,
основанная на смене фиксированных для каждого возраста ведущих видов
деятельности: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного
общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши). В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной
периодизации развития личности, которая определяется типом
деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для
него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации
возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают
единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов.
Г.В.
Бурменская, А.В. Петровский