В отличие от обучения, опирающегося
прежде всего на логику и когнитивные процессы, в В. преобладают эмоциональный,
ценностно-ориентационный, отношенческий, поведенческий компоненты активности,
вырабатывающие в человеке моральные принципы, ценности, установки, черты
характера, систему отношений к природе, обществу, труду, другим людям и к
самому себе. Обучение имеет дело преимущественно с искусственными –
символическими, знаковыми, модельными объектами и системами; В. опирается на
реальные межличностные отношения, социальные процессы и явления
общечеловеческой и национальной культуры как естественные события окружающей
человека действительности, способные вызывать эмоциональные переживания, на
живую природу. В. не сводится к целенаправленному и планомерному воздействию на
сознание и поведение человека в системе образования, но означает все процессы
трансляции наличной культуры – стихийной (влияние улицы, сверстников, бытовых и
профессиональных отношений, общения с другими людьми), полустихийной
(искусство, семья, средства массовой информации), относительно целенаправленной
(законы, правовые нормы, школа, церковь и др.). Нравственное содержание
составляет основу гуманизации образовательного процесса, поскольку выражает
культурную норму социальности человека. Критерием нравственности является его
моральное самосознание и практика поведения.
А.А.
Вербицкий