Данные этнографических, социологических и
психологических исследований развития детей в обществах различного типа
способствовали преодолению господствовавших на протяжении многих веков
представлений о детстве как "натуральной стадии", обладающей некими
"универсальными" для всех времен и народов свойствами, а также отказу
от необоснованного уподобления детства человеческого ребенка детству животных. Значительный вклад в накопление фактических сведений о своеобразии
развития детей, растущих в различных культурах и обособленных этнических
группах, принадлежит представителям школы культурной антропологии (М. Мид, R.
Benedict и др.). С середины ХХ в.
эта линия исследований получила мощное развитие в
рамках кросс-культурного направления в психологии. Сравнительное
изучение разных сторон развития детей из многих стран мира принесло богатейший
материал, показывающий сложную взаимообусловленность социально-экономических и
экологических факторов жизни общества, с одной стороны, особенностей
практикуемых в нем форм семейного и общественного воспитания, с другой, и
своеобразия черт психики, личности, характерных для представителей данного
общества, с третьей (Э. Эриксон, P. Aries, J. Whiting, M. Ainsworth и др.).
В отечественной науке мысль об историческом
происхождении и развитии детства впервые прозвучала в З0-х годах нашего
столетия в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Позднее появились работы,
убедительно показывающие, что, будучи социокультурным, а не чисто биологическим
феноменом, Д. имеет свою историю и носит конкретно-исторический характер (Д.Б.
Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Кон). Это значит, что различные типы общества
имеют и разные типы Д., с неодинаковой длительностью и числом
"ступенек" возрастной "лестницы", а главное, с разным
содержанием процессов формирования психики ребенка, его личностных особенностей.
Основная социальная функция Д. состоит в подготовке
подрастающего поколения к взрослой, самостоятельной жизни в обществе и
производительному труду. В конечном счете, именно уровень
социально-экономического и культурного развития общества определяет специфику
возрастной дифференциации детства, его продолжительность и качественное
своеобразие. Одной из наиболее ярких иллюстраций этого может
служить значительное удлинение и качественное изменение Д., произошедшее в
последние полтора столетия в промышленно развитых странах. Если в XIX в.
дети крестьян, как правило, не имели школьного периода Д., начиная вести
практически взрослую трудовую жизнь в шесть-восемь лет, то в сегодняшнем
обществе вступление молодого человека в самостоятельную жизнь нередко
сдвигается на начало, а то и середину третьего десятка жизни. Столь
значительные изменения в сроках наступления социально-психологической
взрослости индивида происходили по мере возникновения новых по своим функциям
этапов онтогенетического развития: младшего школьного, подросткового возрастов
и юности, которые, как показывают кросс-культурные
исследования, имеют место не в любом обществе, а только в индустриально
высокоразвитых странах.
На основе разнообразного этнографического и
антропологического материала Д.Б. Эльконин реконструировал процессы эволюции Д.
на ранних этапах истории человечества, показав, в частности, условия
возникновения таких ступеней онтогенеза, как период игр-упражнений и период
ролевой игры. При этом важнейшей, с психологической точки зрения, стороной
преобразования детской жизни было изменение места ребенка в системе
общественного разделения труда, а вместе с ним – и всего характера
взаимоотношений с другими членами семьи и общества. Таким образом,
культурно-исторический подход к анализу современного Д. позволяет рассматривать
его как результат сложного развития, идущего по линии структурной
дифференциации и обогащения социально-психологических функций. Примечательно,
что новые возрастные этапы не обязательно "добавляются" к уже
существующим, но могут "вклиниваться" между ранее оформившимися
возрастными ступенями. На характер и содержание отдельных периодов Д. оказывают
влияние также конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности
общества, в котором растет ребенок, его принадлежность к тому или иному
социальному классу, принятая система общественного воспитания.
Современная наука располагает многочисленными
данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют
непреходящее, "абсолютное", по выражению А.В. Запорожца, значение для
развития фактически всех сторон человеческой психики и личности. В осознании данного положения большую роль сыграло исследование
влияния ранней психической депривации (частичного или полного лишения ребенка
необходимых условий) на ход последующего развития (Н.М. Щелованов, J.
Bowlby, R. Spitz и др.), а также открытие сензитивных
периодов Д. – особых временных отрезков онтогенеза, характеризующихся
повышенной чувствительностью развивающегося индивида к определенного рода
воздействиям, а также оптимальными возможностями формирования тех или иных
способностей. К настоящему времени накоплены серьезные факты, свидетельствующие
о том, что не только условия грубой депривации в детском возрасте накладывают
на формирующуюся психику, личность свой неизгладимый отпечаток, но и многие
весьма тонкие особенности эмоциональных взаимоотношений ребенка с близкими
людьми (например, степень эмоционального принятия малыша матерью, ее чуткость и
многие другие качества). Точно так же и возможности для активного общения и
взаимодействия самого ребенка с окружающим миром и начинающее формироваться уже
в младенчестве представление о себе (образ Я) оказывают глубокое влияние на все
последующие этапы становления его психики, личности в целом. В зависимости от
степени соответствия оптимальным возрастным вариантам развития они могут как нести в себе опасность последующих нарушений, так
и служить прочной основой процесса становления здоровой и творческой личности.
Организация контроля за полноценностью условий и ходом
психического развития в детском возрасте составляет важнейшую практическую
задачу психологии развития.
Г.В.
Бурменская