АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (в психологии
развития) (лат. adaptāre –
приспосабливать; sociālis – общественный) – процесс и
результат приспособления ребенка к жизни в обществе. Первоначально (в младенческом
возрасте) общество представлено для ребенка непосредственным семейным
окружением. Этот этап А. с. определяется установлением эмоциональных контактов
младенца с близкими взрослыми (прежде всего, с матерью). Позднее все большую
роль в жизни и развитии ребенка начинает играть более широкое социальное
окружение: другие взрослые и сверстники, с которыми он сталкивается в тех или
иных ситуациях. Новый уровень А. с. связан с
поступлением ребенка в образовательно-воспитательные учреждения – в детский сад
и, особенно, в школу. Между А. с. ребенка и его психическим развитием
существует двусторонняя связь. С одной стороны, успешная
А. с. возможна только благодаря достижению определенного уровня психического
развития. С другой стороны, само психическое развитие может нормально
осуществляться только при условии достаточно успешной А. с.
А.Л.
Венгер