ОБУЧЕНИЕ
(психологический аспект) – процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со
стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как
обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. – это
сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически
проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового
материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения
в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются
вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими.
Усвоение рассматривается как проходящий через
определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами
поведения, выработанными обществом. Важной проблемой педагогической психологии
является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование
необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей
учащихся. Особую ветвь составляет О. общению – организации целенаправленного
овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.
А.И.
Подольский