Изучение С. в русле психоанализа (З. Фрейд, К.-Г.
Юнг) было продолжено в американской психоистории, возродившей биографический
метод анализа личности и социальной группы (семьи). На необходимость анализа
человека в диахронической вертикали исторического развития и синхронической
горизонтали различных культур указывали представители французской
социологической школы (Э. Дюркгейм, И. Мейерсон), однако это не позволило
вскрыть реальные механизмы С., поскольку они либо описывались по типу
механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному
общению между людьми. В отечественной психологии изучение С.
позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к С.
("палеопсихология" Б.Ф. Поршнева), от персоногенеза человека
средневековья (А.Я. Гуревич), к этногенезу биосферы (Л.Н. Гумилев), а также
определить закономерности С. высших психических функций в их общем историческом
развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических
формациях. Особое значение С. приобретает в изучении онтогенеза, при
этом первый, по убеждению М. Мид, является ключом к изучению второго. У Л.С.
Выготского С. детства в контексте культурно-исторической психологии
раскрывается посредством понятия социальной ситуации развития ребенка как
особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для
каждого возрастного этапа. Анализ С. детства, уходящий своими корнями в
глубокую древность, позволяет обнаружить социогенетические инварианты -
относительно неизменные на протяжении длительного периода исторического времени
специфические тексты, формы деятельности и пр., порой утраченные в культуре
взрослых и сохранившихся в детской субкультуре. Разработка проблем С.
представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной
психологии.
А.Г. Асмолов