Понятие В. д. было использовано Д.Б. Элькониным для
построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене
В. д., в одном возрастном периоде обеспечивающих
преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе
– операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому
периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.: младенческому
возрасту – ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослым; раннему детству – предметно-манипулятивная
деятельность; дошкольному возрасту – сюжетно-ролевая игра; младшему школьному
возрасту – учебная деятельность; подростковому возрасту – интимно-личное
общение со сверстниками; ранней юности – учебно-профессиональная деятельность.
В. д. не являются единственными для той или иной
ступени развития и лишь составляют как бы доминирующее ядро целой системы
активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания
последних в данном возрасте. В. д. не возникает сразу в развитой форме, а
проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе
обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой
В. д. не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем
этапе.
Критическое рассмотрение концепции В. д. подвергает
сомнению тезис о жестком закреплении какой-либо одной В. д., априорно
выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации
развития в группах разного уровня и состава (рабочая молодежь, учащиеся,
"неформалы", несовершеннолетние правонарушители и др.) ведущий
характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные
отношения. А.В. Петровский видит в концепции В. д. “миф” возрастной психологии.
Он подчеркивает, что в этой концепции не различаются педагогический и
психологический подходы: что должно быть в психическом и личностном развитии и каким образом это может
быть достигнуто – педагогический подход; что реально обнаруживается при
изучении развития ребенка – психологический подход. Это позволило выдавать
желаемое за действительное, должное – за сущее. К
примеру, закрепление за подростковым возрастом в качестве ведущей
общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) было идеологическим
обоснованием понимания психологии подростка в советский период.
А.Г.Рузская,
А.В.Петровский