ГЕНЕЗИСА
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ (греч. genesis – происхождение; лат.
communicātio – сообщение, передача) – теория о возникновении и развитии
общения, его значении в жизнедеятельности детей в первые семь лет их жизни,
разработанная М.И. Лисиной. Общение в контексте данной концепции рассматривается
как условие и один из главных факторов психического и личностного развития
ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к общественно-историческому опыту
человечества. В Г. к. д. к. прослеживаются возрастные изменения коммуникативной
деятельности ребенка со взрослым и сверстниками.
Выделяются взаимосвязанные линии возрастных изменений общения у детей с
окружающими людьми. На каждом уровне развития выявляются целостные картины
общения в его содержательных и качественных особенностях. Это позволяет не
ограничиваться регистрацией внешней поведенческой активности, а увидеть в
действиях ребенка акты, составляющие единую деятельность и имеющие внутреннее
наполнение, психологическое содержание Развитие общения у детей понимается как
смена качественно своеобразных целостных образований, представляющих собою
определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых
формами общения Выделены четыре формы общения ребенка со
взрослым: 1) ситуативно-личностное общение – генетически первая форма общения
ребенка со взрослым. Она характерна для детей первого
полугодия жизни; 2) ситуативно-деловое общение – вторая по времени
возникновения форма общения детей со старшими партнерами; она характерна для
детей раннего возраста; 3) внеситуативно-познавательное и 4) внеситуативно-личностное
общение со взрослым возникает во второй половине
дошкольного детства.
Таким образом, важнейшее
значение для развития у детей всех форм общения имеет взрослый, опережающая
инициатива которого постоянно "подтягивает" деятельность ребенка на
новый, более высокий уровень развития по механизму "зоны ближайшего
развития". Активное вмешательство взрослого способно в относительно
короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей, скорректировать
возникшие дефекты и отклонения.
А.Г.Рузская