КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – концепция психического
развития человека, разработанная в 20–30-е гг. XX в. Л.С. Выготским при участии
его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. При формировании К.-и. т. ими был
критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы
(прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в
лингвистике и литературоведении (“формальная школа” в литературоведении (ОПОЯЗ)
и др.). Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию.
Согласно К.-и. т., главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его
внешней, социально-символической (т. е. совместной со
взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура
психических функций как “натуральных” изменяется – опосредствуется
интериоризованными знаками, психические функции становятся “культурными”.
Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и
произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе
интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и
“сворачивается”, с тем чтобы вновь трансформироваться
и “развернуться” в процессе экстериоризации, когда на основе психической
функции строится “внешняя” социальная деятельность. В качестве универсального
орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак – слово. Здесь
намечается возможность объяснения вербального и символического характера
когнитивных (познавательных) процессов у человека. К.-и. т. на
общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула
проблематику, к которой обратились символические интеракционисты и сторонники
гипотезы лингвистической относительности Сепира – Уорфа.
Для проверки основных
положений К.-и. т. Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана “методика
двойной стимуляции”, с помощью которой моделировался процесс знакового
опосредования, прослеживался механизм “вращивания” знаков в структуру
психических функций – внимания, памяти, мышления. Частным следствием К.-и. т.
является важное для теории обучения положение о зоне ближайшего развития –
периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции
ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со
взрослым, знаково опосредствованной деятельности.
К.-и. т. подвергалась
критике, в том числе со стороны учеников Л.С. Выготского, за неоправданное
противопоставление “натуральных” и “культурных” психических функций; за
понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением
знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли
предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из
исходных при разработке учениками Л.С. Выготского концепции структуры
деятельности в психологии. В настоящее время обращение к К.-и. т. связано с
анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда
когнитивных (связанных с познанием) процессов, с использованием в психологии
аппарата структурно-семантических исследований.
Л.А.Радзиховский