ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ (лат. operātio – действие, дело) – одна из бихевиористических
теорий обучения. Термин “О. о.” введен американским психологом Б.Ф. Скиннером
для обозначения особого пути образования условных связей. В отличие от классического
(павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное
сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное
экспериментатором), а затем получает подкрепление. В результате этого
образуются так наз. инструментальные условные реакции. Скиннер считал О. о.
основным механизмом приобретения навыков животными и человеком. Согласно его
концепции, на принципах О. о. может быть построено все обучение ребенка,
включая обучение различным формам социального поведения. Этот подход лег в
основу метода воспитания и психотерапии, ставящего в качестве главной задачи
модификацию поведения человека, т.е. выработку у него “правильных” социальных
навыков и разрушение “неправильных”.
А.И.Подольский