ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ (лат. operātio – действие, дело) – одна из бихевиористических теорий обучения. Термин “О. о.” введен американским психологом Б.Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей. В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. В результате этого образуются так наз. инструментальные условные реакции. Скиннер считал О. о. основным механизмом приобретения навыков животными и человеком. Согласно его концепции, на принципах О. о. может быть построено все обучение ребенка, включая обучение различным формам социального поведения. Этот подход лег в основу метода воспитания и психотерапии, ставящего в качестве главной задачи модификацию поведения человека, т.е. выработку у него “правильных” социальных навыков и разрушение “неправильных”.

А.И.Подольский