ПРЕФОРМИЗМ (лат. prae – перед, впереди + fōrma – вид, наружность) – концепция психического развития индивида, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. П. – один из видов нативизма в понимании движущих сил психического развития, подчеркивающего решающую роль фактора наследственности в развитии поведения и личности, в противоположность эмпиризму, отдающему приоритет средовым воздействиям. В исторически ранних теориях П. XVIII в. присутствовало понятие "гомункулуса", т.е. миниатюрной формы организма, существующей с момента зачатия, представляющее собой психологическую метафору. В дальнейшем сторонники П. стали рассматривать генетическую наследственность как специфическую форму кодирования основных характеристик и свойств индивида, а развитие понимать как генетически запрограммированный процесс развертывания этих "преформированных" свойств.

В настоящее время П. в понимании развития в большей степени характерен для объяснения пренатального, чем постнатального развития. П. в понимании закономерностей развития противостоит позиция эпигенезиса, согласно которой каждая новая форма в развитии возникает как результат взаимодействия между предшествующей формой организма и его окружением. В отечественной психологии критика позиции П. направлена против биологизаторства в понимании движущих сил психического развития ребенка, неучета средовых влияний, в том числе и для реализации самой генетической программы, фатализма в понимании характера развития и игнорирования роли активной деятельности ребенка и обучения.

О.А.Карабанова