ПРЕФОРМИЗМ (лат. prae – перед, впереди + fōrma – вид,
наружность) – концепция психического развития индивида, согласно которой все
свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с
момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. П. – один из видов
нативизма в понимании движущих сил психического развития, подчеркивающего
решающую роль фактора наследственности в развитии поведения и личности, в
противоположность эмпиризму, отдающему приоритет средовым воздействиям. В
исторически ранних теориях П. XVIII в. присутствовало понятие
"гомункулуса", т.е. миниатюрной формы организма, существующей с
момента зачатия, представляющее собой психологическую метафору. В дальнейшем
сторонники П. стали рассматривать генетическую наследственность как
специфическую форму кодирования основных характеристик и свойств индивида, а
развитие понимать как генетически запрограммированный процесс развертывания
этих "преформированных" свойств.
В настоящее время П. в
понимании развития в большей степени характерен для
объяснения пренатального, чем постнатального развития. П. в понимании
закономерностей развития противостоит позиция эпигенезиса, согласно которой
каждая новая форма в развитии возникает как результат взаимодействия между
предшествующей формой организма и его окружением. В отечественной психологии
критика позиции П. направлена против биологизаторства в понимании движущих сил
психического развития ребенка, неучета средовых влияний, в том числе и для
реализации самой генетической программы, фатализма в понимании характера
развития и игнорирования роли активной деятельности ребенка и обучения.
О.А.Карабанова