В России психогенетические
исследования начались и интенсивно развивались в 20-30-х гг. XX в.
Эти исследования возглавляли крупнейшие российские генетики (Ю.Н. Фильченко,
Н.К. Кольцов), медицинские генетики (С.Г. Левит), психологи (Р.А. Лурия).
Однако вскоре из-за разгрома генетики, евгеники, педологии эти работы были
прерваны на несколько десятилетий. В настоящее время П. – интенсивно
развивающаяся во всем мире самостоятельная наука. Существуют международные
ассоциации исследователей, работающих в этой области; издаются журналы,
монографии; регулярно публикуются обзоры; созываются международные конгрессы,
конференции и т.д. Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта
(диагностируемого разнообразными тестами IQ), отдельных познавательных
функций и способностей, динамических характеристик психики (в частности,
относящихся к сфере темперамента); значительно меньше работ касается
особенностей двигательной сферы человека.
В последние годы интенсивно
формируются две новые ветви П.: генетическая психофизиология и генетика
индивидуального развития. Первая исследует наследственные и средовые
детерминанты, главным образом, биоэлектрической активности мозга и занимает в
П. особое место, поскольку признано, что генотип может влиять на психику
(поведение) только через морфофункциональный уровень. Вторая изучает возрастную
динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости
психологических признаков; роль наследственности и среды в преемственности
этапов онтогенеза, в индивидуальных траекториях развития и ряд других проблем.
Совокупность имеющихся в П. данных, полученных разными психогенетическими
методами с использованием различных психодиагностических и
генетико-математических процедур, говорит о том, что индивидуальные особенности
психики человека в значительной мере определяются факторами наследственности –
иначе говоря, существует некоторая первичная, кодированная в геноме
человеческая индивидуальность. Взаимодействуя со средой развития, она и создает
наблюдаемые индивидуальные психологические особенности ребенка и взрослого.
Однако крайне важно
профессионально грамотно понять, что этот вывод реально означает. Во-первых,
все данные П. говорят о факторах, формирующих межиндивидуальную вариативность
(т.е. различия между людьми), а не о причинах формирования какого-либо признака
у конкретного человека. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии
генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимущественного
влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетических
и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака – не
фиксированная величина. Она меняется в зависимости от многих причин, связанных
с возрастом, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних
стимулов и т.д. В-третьих (и, может быть, это – самое главное), валидность
заключения о генетической обусловленности какого-либо психологического признака
полностью зависит от валидности диагностического инструмента, с помощью
которого он оценивается. Наконец, в-четвертых, когда речь
идет о психических (т.е. количественных, континуальных) признаках,
"генетически заданное" не означает "неизменное".
Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии достаточно
велика, могут меняться – как в ходе естественного развития, так и в результате
специальных воздействий.
Одно из основных направлений
современной П. – исследование средовых влияний.
Принято выделять общесемейную и индивидуальную среду. Общесемейная среда
различна в разных семьях, но одинакова для членов одной семьи (например,
социо-экономический статус, стиль семейной социализации и т.д.) и потому
повышает их сходство. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов
семьи и потому снижает их сходство. Помимо этого, можно выделить и
специфические среды пар родственников, напр.: особую среду близнецовых пар по
сравнению с сиблингами, или среди монозиготных пар по сравнению с дизиготными и
т.д. С возрастом соотношение генетических и средовых
детерминант, по-видимому, закономерно изменяется. Наиболее надежно это показано
применительно к изменчивости интеллекта. Обобщающие работы говорят о том, что в
детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в
равных долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой. Но,
начиная примерно с препубертатного возраста, роль общесемейной среды резко
падает, влияния же наследственности и индивидуализированной среды растут.
Однако надо иметь в виду, что психологическое содержание формально выделяемых
средовых факторов остается скрытым от исследователя, его верификация требует
специальной организации эксперимента, дополнительного анализа и т.д.
Методы П. направлены на
выделение генетических и средовых детерминант в вариативности психологических
признаков. Они позволяют разложить общую дисперсию на отдельные компоненты
(например, аддитивную и неаддитивную генетическую изменчивость; общесемейную и
индивидуальную средовую изменчивость и т.п.) и оценить вклад каждого компонента
в фенотипическую вариативность признака. Основными методами П. являются: метод
близнецов, приемных детей, генеалогический, популяционный. Лучшая разрешающая
способность – у двух первых.
И.В.Равич-Щербо