Научный аспект предполагает
проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое
и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических,
психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов
профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях
современного образования; прикладной – психологическое
обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку
психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и
методических материалов, подготовку кадров и пр.; практический –
непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах,
детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с.; организационный
– создание структуры П. с. о. Развитие прикладного, практического и
организационного аспектов зависит от научного, являющегося теоретической
базой и тем самым определяющего содержание, функции и
модель П. с. о.
Существуют два направления
деятельности П. с. о. – актуальное и перспективное.
Первое ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или
иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении,
общении, формировании личности. В настоящее время в детских учреждениях много
таких проблем, и оказание конкретной помощи – существенная задача П. с.
сегодняшнего дня. Однако эта задача не должна стать единственной. Перспективное
направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности
каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к
самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны
между собой: психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывает
конкретную помощь нуждающимся в ней детям, их родителям, воспитателям,
учителям.
Ориентация на развитие
ребенка определяет основное содержание деятельности практического психолога: а)
реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста
(сензитивность того или иного возрастного периода, зона ближайшего развития и
пр.); б) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей,
склонностей, жизненных планов и пр.; в) создание благоприятного для развития
ребенка психологического климата, который определяется прежде всего
организацией продуктивного общения учащихся со
взрослыми и сверстниками; г) оказание своевременной психологической помощи и поддержки
как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Он ответственен
прежде всего за соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное
психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий
мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей,
что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость
коррекционной или специально развивающей работы с ними. Забота о
психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к
его переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, пониманию им своих
способностей, интересов, его отношениям к себе, к людям, к окружающему миру,
происходящим семейным и другим существенным событиям, к жизни как таковой и пр.
Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Задача взрослых –
помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть способами самопонимания,
самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с
окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и
экологических реальностей окружающего мира.
Эффективность деятельности
практического психолога определяется уровнем его профессиональной подготовки,
которая включает не только хорошее знание психологии, не только высокий уровень
владения разнообразными психологическими методами изучения и обследования
ребенка, но и способностью профессионально грамотно интерпретировать полученные
данные. Практический психолог образования должен владеть сложнейшими видами
деятельности практической психологии: психологическим просвещением,
психопрофилактикой, психодиагностикой, психокоррекцией, специальной работой по
развитию, психологическим консультированием. Практический
психолог образования, будучи специалистом в области психологии, является также
полноправным членом педагогического коллектива образовательного учреждения и
имеет двойное подчинение: по административной линии – руководителю учреждения,
по профессиональной – психологическому научно-методическому центру. П. с. о. проектируется как единая система в образовательном
пространстве страны. Эта система выстроена в единую вертикальную
структуру: психологическая служба образовательных учреждений (детских садов,
школ, гимназий, лицеев, детских домов, школ-интернатов, ПТУ) – городской,
областной центр психологической службы образования – региональный центр
психологической службы образования – отдел психологической службы Министерства
образования России. Каждое звено этой структуры имеет свои четко определенные
функции. Профессиональное взаимодействие всех подразделений структуры может
гарантировать высокий уровень деятельности П. с. о., научно-методическую
разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение,
профессиональную оценку результатов деятельности службы.
И.В.Дубровина