Понимание
образования не только как процесса наследования и "потребления"
ставших образцов культуры, но и ее расширенного воспроизводства (прежде всего
самим фактом развития обучающихся как творческих индивидуальностей) и
обусловливает необходимость развития П. о. со своей специфической предметной
областью, понятийным аппаратом, способами проведения исследований,
интерпретации экспериментальных данных и использованием полученных результатов
в образовательной практике. Это предполагает соотнесение
складывающихся в П. о. понятий и представлений с теми, которые имеются в
педагогической психологии и возрастной психологии, и в связи с этим –
переосмысление с позиций П. о. путей и способов решения целого ряда
классических и новых проблем, таких как: соотношение обучения, воспитания и
развития не только ребенка, но и взрослого в системе непрерывного образования;
своеобразие механизмов психического развития людей всех возрастов; соотношение
развития и практического использования научных и житейских понятий в
неинституциализированных формах образования; трансформация познавательной
мотивации в профессиональную; соотношение внешне
задаваемых целей обучения и воспитания и внутренних целей самого субъекта
образовательного процесса и др. Утверждение П. о. как ветви психологической
науки, построенной на гуманистической основе, предполагает пересмотр
представлений о типе и методах экспериментальных исследований, интерпретации их
результатов.
Начиная с В.
Вундта, психологию пытались строить по естественнонаучному, технократическому
образцу. Отсюда попытки формировать личность с заранее заданными свойствами,
рассматривать учащегося как объект управления и т.п. Однако в современной
психологии утверждается гуманитарное понимание природы науки, научного познания
и соответствующего ей типа психологического эксперимента, идущее еще от В.
Дильтея. Гуманитарное познание зависит от установок познающего
(экспериментатора), тогда как в естественнонаучном эксперименте они должны быть
принципиально устранены; в гуманитарном познании сочетаются интуитивное
постижение чужой (и своей) жизни и объективный, общезначимый ее анализ,
оперирующий обобщениями и понятиями (В. Розин). Перспектива развития
психологического метода, в том числе в рамках П. о., – в направлении синтеза
герменевтики и естественнонаучного подхода, обогащения интерпретационных
процедур схемами и приемами, наработанными в естественнонаучной традиции (В.Н.
Дружинин). Экспериментатор в гуманитарных науках не изолирован от испытуемого:
происходит, как писал М.М. Бахтин, "встреча двух сознаний" и
"обрамление чужого высказывания диалогическим контекстом".
А.А.Вербицкий