В основе практики П.-п. к.
лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Концепция
психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и
особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента:
характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру
видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику
уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация указанной схемы
позволяет решать задачи П.-п. к., включающие проведение психологического
обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза
развития, определение системы психолого-педагогических назначений, реализующих
профилактические и коррекционно-развивающие цели.
Принципы П.-п. к. включают
этические, стратегические и тактические. Важнейшими этическими принципами
являются: принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его
личности; принципы добровольности и конфиденциальности обращения за
консультацией, неразглашения информации; принцип компетентности и
ответственности консультанта. Стратегические принципы,
определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении
психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип
нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с
возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий
необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии
ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных
мероприятий. Тактические принципы
возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа
подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией; принцип
комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную
картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития
эмоционально-личностной и познавательной сфер; принцип стереоскопичности
диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и
переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; принцип
реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания
индивидуального жизненного пути ребенка; принцип активного привлечения
родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке
системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их
реализации.
П.-п. к. осуществляется в
несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих
задач: 1) этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы,
уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных); 2) этап
комплексного психологического обследования; 3) аналитический этап (анализ
полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и
условно-вариантного прогноза; составление психологического заключения,
разработка системы психолого-педагогических рекомендаций); 4) этап собственно
консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение
результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по
оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и
профилактической работы); 5) этап реализации коррекционных и профилактических
мероприятий. Основными организационными формами проведения П.-п. к. являются
специализированные психологические центры городского и районного уровня,
школьная психологическая служба, психологические консультации в учреждениях
здравоохранения, психолого-медико-педагогические комиссии районных и городских
отделов народного образования, психологическая служба помощи семье,
профориентационные центры и консультации.
О.А.Карабанова