РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ – предложенная А.В. Петровским характеристика
последовательно сменяемых основных этапов восхождения индивида к социальной
зрелости. Весь дошкольный и школьный возраст может быть отнесен к единой эре
восхождения к социальной зрелости. Эта эра не завершается периодом ранней
юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в производственной,
учебной и иной деятельности самого широкого плана. Если представить социальную
среду в ее глобальных характеристиках как относительно стабильную, то весь путь
развития личности можно интерпретировать как единый и целостный этап. Это
предполагает три фазы вхождения личности в социальное целое – адаптацию,
индивидуализацию и интеграцию. Протяженные во времени, они выступают как
макрофазы развития личности в пределах одной эры и обозначаются как три эпохи:
детство (преимущественно адаптация), отрочество (преимущественно
индивидуализация), юность (преимущественно интеграция). Именно таким образом
ребенок, в конце концов, превращается в зрелую самостоятельную личность,
дееспособную (ту, что демографы обозначают как единицу “самодеятельной” части
населения страны), готовую к труду, к продолжению себя в детях. Во многих психологических течениях абсолютизируются возрастные
периоды развития личности, применительно к каждому из них создаются особые
психологические теории личности: психоаналитическая – на основе абсолютизации
развития личности в раннем детстве; необихевиористские теории социального
научения и теории ролей – на основе развития личности до школы и в младшей
школе; “гуманистическая психология” с ее акцентированием самоактуализации – на
основе абстрагирования подросткового самоутверждения. Таким образом, в
качестве модели социально зрелого человека неправомерно принимается личность
индивида, еще не интегрированного в общественную жизнь.
Эпоха
детства – наиболее длительная макрофаза развития личности – охватывает три
возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха
отрочества и период подросткового возраста совпадают. Эпохи юности и период
ранней юности только частично совпадают (ранняя юность ограничивается рамками
пребывания в школе). Для первой макрофазы (эпохи детства), как было показано,
характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для
второй (эпоха отрочества) – индивидуализации над адаптацией, для третьей (эпоха
юности) – превалирование интеграции над индивидуализацией. Р. л. о. м. имеет
гипотетико-дедуктивный характер, но, вместе с тем, подтверждается
многочисленными исследованиями в области возрастной и педагогической
психологии.
А.В.Петровский