РЕКАПИТУЛЯЦИИ
ТЕОРИЯ
(лат. recapitulātio
– сжатое повторение) – концепция, разработанная американским психологом
С. Холлом, которая, модифицируя биогенетический закон Э. Геккеля (1866),
распространяет его действие на психическое развитие детей. Исходя из Р. т. Холл
доказывал, что ребенок в своем развитии повторяет все стадии развития психики,
которые прошло человечество. Порядок и скорость прохождения каждой стадии
врождены и заданы генетически, а потому при формировании индивидуальной психики
невозможно ни миновать какую-то стадию, ни перейти на следующую ступень раньше
определенного времени. На этом основании Холл делает вывод о том, что именно
уровень психического развития должен определять содержание и форму обучения,
которое полностью от него зависит. Механизмом, который способствует переходу с
одной стадии развития на другую, является игра. На основании Р. т. Гетчинсон
разработал периодизацию психического развития, в которой критерием деления на
возрастные этапы явился способ добывания пищи.
В дальнейшем Р. т.
разрабатывалась Клапаредом, Штерном, Блонским и другими психологами, которые,
разделяя положение о связи между онтогенетическим и филогенетическим развитием,
отвергали идею Холла о врожденном характере этой зависимости. С точки зрения
этих ученых, данная связь определяется общей логикой развития психики в фило- и онтогенезе, а потому жестко зафиксирован только порядок
прохождения стадий, но не скорость их прохождения, которая может варьироваться
в некоторых пределах (хотя и достаточно ограниченных).
О.А.Карабанова