Указанный подход получил
дальнейшее развитие в концепции социобихевиоризма (А. Бандура) и был дополнен
введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде “внутренней
модели внешнего мира”. Благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не
проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за
подкрепляемыми действиями других, научается их имитировать. Приобретение новых
реакций является в этих условиях менее длительным процессом, чем при выработке
обычных навыков. В опытах по С. н. детям демонстрировались фильмы с образцами
поведения, имевшего различные последствия (положительные или отрицательные). В
зависимости от характера наблюдаемых последствий (вознаграждение или наказание)
испытуемые подражали образцу в большей или меньшей степени. В последние годы с
позиций теории С. н. широко обсуждается негативное влияние на развитие личности
таких явлений современной массовой культуры как демонстрация сцен насилия в
кино и по телевидению, распространение компьютерных игр с агрессивными сюжетами
и т.п.
М.Г.Ярошевский