В Европе
термин "С. п." используется также как обобщающее наименование всех
исследований в психологии человека, где применяется сравнительный метод (при
сравнении психологии разных народов, культур, возрастных групп и т. п.), а
также иногда продолжает употребляться как синоним зоопсихологии или как
название для всех сравнительных исследований поведения и психики у животных
разных видов, включая человека. В последнем случае определение С. п. практически
совпадает с определением этологии. В Америке термин "С. п." как
синоним зоопсихологии стал обозначать изучение поведения животных в рамках
психологии. Основополагающее значение для формирования
американской С. п. имели работы психологов Э. Торндайка (E. Thorndike)
и Р. Йеркса (R. Yerks). Решающее влияние на развитие
американской С. п. оказал бихевиоризм с его объективистской установкой на
изучение исключительно поведения в рамках концепции "стимул –
реакция". В американской
С. п. поведение животных в основном служило моделью поведения человека, и
абсолютное большинство исследований велось в строго контролируемых лабораторных
условиях. Так как бихевиористская психология считала все поведение комбинациями
немногих безусловных, а в основном условных рефлексов, главным предметом
изучения в американской С. п. стали процессы научения.
Представление об
универсальности законов научения и антропоцентризм привели к тому, что с
середины 30-х гг. большинство сравнительных психологов в Америке ограничились
изучением немногих видов лабораторных животных, и сравнительный аспект почти
исчез из их исследований. В 50-е гг. началась активная
полемика между американской С. п. и этологией, но затем возникло взаимное
влияние, благодаря которому, а также критике со стороны самих психологов, в
американской С. п. возросло внимание к изучению поведения животных в природных
условиях. Особенности этого поведения стали учитывать в лабораторных
экспериментах, вновь стал развиваться сравнительный эволюционный подход,
расширилось разнообразие изучаемых видов и оживился
интерес к генетике поведения. Поскольку этологи обнаружили, что у каждого вида
животных существуют свои специфические врожденные ограничения и
предрасположенности в научении, возникшие в ходе эволюции, стало ясно, что
способности животных к научению и их интеллект нельзя сравнивать, используя
одномерную шкалу и располагая их в одном ряду от
низших к высшим. В связи с этим, в американской С. п. при сравнении
способностей к научению у разных видов животных акцент переместился на изучение
качественных отличий вместо преобладавших ранее
количественных.
Когда в 70-е гг. XX в. в науке возродился интерес к
психике животных, специалисты пришли к убеждению, что возможность сравнений в
этой области вообще весьма проблематична. Более перспективным считается
сравнительный подход, выработанный в этологии, при котором сравнивают поведение
в основном близкородственных видов. Весьма продуктивным оказалось
сравнительно-психологическое изучение человекообразных обезьян и человека. В
60-е гг. этологи, психологи и антропологи начали активно изучать поведение
обезьян в естественных условиях, и это открыло новые возможности для создания
теоретических представлений об эволюции приматов и человека. При сопоставлении
психических процессов у приматов и человека особое внимание привлекли попытки
обучить человекообразных обезьян человеческому языку с помощью зрительных
символов, а также выяснить, способны ли обезьяны к логическим
рассуждениям, осознанию самих себя, обладают ли они намерениями и т.п. В последнее время в Европе термин "С. п." выходит из
употребления, поскольку это название закрепилось за американской С. п., а также
потому, что сравнение поведения и психики разных животных, включая человека,
стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин – этологии,
социобиологии, когнитивной этологии и антропологии – и превратилось в
междисциплинарную область.
Е.А.Гороховская