Исходным для школы Ж. Пиаже
является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности
двух непрерывно совершающихся процессов – ассимиляции и аккомодации. При
ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, тогда
как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям
среды. Из такого общебиологического подхода Ж. Пиаже исходил в трактовке
психического развития, считая, что, стремясь ко все
более совершенным формам равновесия со средой, организм создает познавательные
структуры. Одним из ключевых понятий в Э. г. является понятие децентрации,
используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального
развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или
интериоризованное общение с другими людьми, в ходе которого происходит
столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию
смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции.
Д.В.Ушаков