ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (греч. genesis –
происхождение) – направление в исследовании психического развития ребенка,
созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения – происхождение и
развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов
познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его
поведения; основной метод исследования – клиническая беседа, ориентированная не
на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, которые приводят к их
возникновению. Работы Ж. ш. г. п. показали, что развитие интеллекта ребенка
выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной
позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами
интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действиям. Внешние
материальные действия ребенка до двух лет (первоначально выполняемые развернуто
и последовательно) благодаря повторению схематизируются и с помощью
символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в
дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. Координируясь с другими
действиями, они уже в младшем школьном возрасте превращаются в умственные
операции. Благодаря обучению можно ускорить приобретение понятий, но величина и
природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные
влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью которых субъект способен
воспринять эти влияния; порядок формирования фундаментальных структур мышления
постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от ряда
факторов; законы познавательного развития универсальны, они действуют как в
процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания. Исходным
для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как
нераздельности двух непрерывно совершающихся процессов – ассимиляции и
аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы
поведения, тогда как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно
особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Ж. Пиаже исходил в
трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко
все более совершенным формам равновесия со средой, организм создает
познавательные структуры.
Л.Ф.Обухова