АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (лат. amplificātio – увеличение,
распространение) – всемерное использование потенциала возможностей развития
психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм
и методов воспитания. Теоретической основой концепции А. является признание
уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка
и утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических
новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях для всего
последующего развития личности (А.В.Запорожец). В практической детской
психологии подход, утверждающий принцип А., противостоит подходу, в котором
обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, т.е.
форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на
последующую возрастную ступень развития. Внедрение программ обучения,
ориентированных на усвоение новых "полезных" знаний, умений и
навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста и ускоренный переход к
"более взрослым" видам деятельности приводит к сокращению детства.
Напротив, сторонники идеи А. отстаивают право ребенка на детство, как особо
значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями
развития и выступают за обогащение содержания и "культивирование"
специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь,
игры.
О.А.Карабанова