В отличие от широко
варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные психологические изменения
отражают логику онтогенетических преобразований и происходят в одном и том же
направлении у большинства представителей данной культуры или субкультуры (при
сравнительно одинаковых социально-экономических условиях). В. о. не выступают в
"чистом виде": они неразрывно переплетены с
индивидуально-психологическими особенностями человека, что нередко
обусловливает значительную сложность их исследования и необходимость дополнения
классического метода возрастных срезов трудоемким лонгитюдным прослеживанием
изучаемых свойств.
В связи с
тем, что начальные этапы онтогенеза сопряжены с нейрофизиологическими
процессами созревания, а поздние периоды жизни - с угасанием функционирования
организма, в психологии обсуждается проблема возможной генетической
обусловленности тех или иных В. о. (R. Plomin). Однако
современные исследования в области онтогенетики (генетики поведения), изучающей
закономерности развертывания генетической программы человека на
последовательных этапах онтогенеза, показывают, что генетические влияния
относятся преимущественно к индивидуальным, а не возрастным особенностям
психики человека и в любом случае носят многократно опосредованный характер. В
то же время В. о. не имеют абсолютного и неизменного характера, они подвержены
влияниям со стороны множества культурно-исторических, этнических и
социально-экономических факторов. Примером влияния конкретной
исторической ситуации на В. о. могут служить различия психологических,
личностных качеств у представителей разных (нередко даже близких по возрасту
поколений. Для определения такого рода влияний в
рамках лонгитюдного метода разрабатываются специальные процедуры когортного
анализа (K. Schaie). Исследования показывают,
что некоторые значительные исторические события (войны, стихийные бедствия и
т.д.), выпадающие на долю того или иного поколения, могут накладывать
определенный отпечаток на психологический облик его представителей, что,
однако, должно рассматриваться не как проявление онтогенетической
закономерности, а как влияние конкретно-исторических обстоятельств, в которых происходило
формирование личности. Например, установлено, что поколение американцев, чье
детство совпало с периодом высокой социально-психологической напряженности,
вызванной тяжелым экономическим кризисом и депрессией 30-х гг., в целом
отличалось значительно большей психологической уязвимостью по сравнению как с предшествующим, так и с последующими
поколениями (G. Elder).
Индивидуально-психологические
свойства (включая общий темп психического развития) также могут накладывать
весьма существенный отпечаток на В. о. человека. Заметные
отклонения в формировании В. о. познавательной или личностной сфер от
нормативных хронологических сроков их появления квалифицируются как явления
акселерации (ускорения) или ретардации (задержки) психического развития.
В число важнейших
В. о. детского развития входит специфическая сензитивность, т.е. особая,
повышенная чувствительность ребенка к определенным видам воздействий или к той
или иной стороне действительности, активное взаимодействие с которой на данной
возрастной ступени обусловливает оптимальное формирование соответствующих
психологических способностей или качеств.
Изучение В. о. психики
человека на разных стадиях онтогенеза поднимает теоретически сложную и
недостаточно изученную проблему взаимосвязи процессов качественного изменения,
развития психологических качеств и свойств, с одной стороны, и их сохранения,
преемственности, с другой. Определение степени стабильности и изменчивости
психологических качеств, приобретаемых ребенком в процессе последовательного
прохождения этапов онтогенеза, имеет также важное практическое значение,
связанное с установлением возможностей и содержания методов направленной
психологической коррекции. Особое значение приобретает учет
возрастно-психологических особенностей в обучении и воспитании. Развивающий
эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим
особенностям учащихся. Это, однако, не означает однозначной фиксированности В.
о. и признания в качестве единственно обоснованной стратегии
"подстраивания" учебного процесса под уже сформированные
познавательные структуры. Напротив, возрастные возможности усвоения знаний
могут существенно расширяться в результате качественного совершенствования,
оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса. Это было, в
частности, продемонстрировано на примере формирования полноценных понятий
(математических, лингвистических и др.) у детей младшего школьного и даже
старшего дошкольного возраста, т.е. значительно раньше тех сроков, которые при
традиционных методах обучения считались началом перехода к понятийному
мышлению.
Г.В.Бурменская