ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА (лат. sub –
под + cultūra – возделывание,
воспитание, развитие) – в широком
смысле – все, что создано человеческим
обществом для детей и детьми, в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и
форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной
конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре
Д. с. занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной
автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из
“поколения в поколение” сверстников. Содержанием Д. с.
являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения,
сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты – элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного
бессознательного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых
действиях, фольклоре. Носителем Д. с. является детское сообщество, формирующееся в силу
половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и
выполняющее важнейшие функции социализации ребенка.
В.В.Абраменкова